Рассмотрение трудовых споров...........................

Рассмотрение трудовых споров

Рассмотрение трудовых споров

Понятие и виды трудовых споров

Понятие трудовых споров и порядок их разрешения рассмотрены в главах 60 и 61 ТК РФ. Закон различает такие виды трудовых споров, как индивидуальные и коллективные.

Индивидуальный трудовой спор  разногласия возникают между одним работником и работодателем.

Коллективные трудовой спор  разногласия возникают между работодателем и всем рабочим коллективом или профсоюзом.

Участником индивидуального трудового спора может быть как действующий, так и бывший сотрудник организации, а также соискатель, которому отказали в приеме на работу (ст. 381 ТК РФ). Разногласие с лицом, работающим по гражданско-правовому договору, тоже может рассматриваться как индивидуальный трудовой спор: ТК РФ требует применять к таким отношениям нормы трудового права, если в ходе разбирательства суд установит, что ГПД фактически был прикрытием для отношений формата «работник-работодатель».

Важно!

 

Стороны коллективного трудового спора, как правило, назначают представителей. Интересы работников может представлять руководитель профсоюзной ячейки или член рабочего актива, а работодателя — директор или юрист предприятия.

Индивидуальный спор может возникать по вопросам применения:

  • коллективного договора; трудовых договоров 
  • трудовых договоров и соглашений;
  • локальных нормативных актов;
  • положений ТК РФ, федеральных законов и других нормативных актов (в том числе отраслевых), содержащих нормы трудового права.

Коллективный трудовой спор может возникать по вопросам:

  • установления и изменений условий труда, в том числе его оплаты;
  • заключения, изменения и выполнения коллективных договоров и соглашений;
  • учета мнения профсоюза или иного выборного органа, представляющего работников, при согласовании локальных нормативных актов 

А если сразу несколько работников одного предприятия составили совместную жалобу, заявление или иск с однотипными претензиями к работодателю, какой это спор — коллективный или индивидуальный?

 

С точки зрения закона количество заявителей не меняет характер спора — он по-прежнему считается не коллективным, а индивидуальным. Ведь у каждого из заявителей есть собственное разногласие с ответчиком и конкретное требование к нему (как правило, материального характера).

Валентина Митрофанова: мой первый коллективный трудовой спор

Валентина Митрофанова разбирает кейс про коллективный трудовой спор в курсе

Суммированный учет рабочего «времени». 

Больше примеров из практики вы найдете в наших курсах 

Подведомственность и подсудность трудовых споров

Не всегда понятно, куда обращаться, если возникают трудовые споры. ТК РФ дает четкий ответ на этот вопрос. Коллективные споры рассматривает примирительная комиссия, а если на первом этапе не удается урегулировать конфликт, стороны обращаются к независимому посреднику или в трудовой арбитраж. Решение трудовых споров индивидуального характера, согласно статье 382 ТК РФ, поручается судам и комиссиям по трудовым спорам (КТС).

Первичными органами по рассмотрению индивидуальных трудовых споров являются именно комиссии, состоящие из равного числа представителей каждой из сторон конфликта. Работодатель назначает своих представителей письменным приказом, работники — выбирают на общем собрании или делегируют через профсоюз. У каждой комиссии есть собственная печать и руководящий орган, состоящий из председателя, его заместителя и секретаря. Все организационно-технические вопросы, связанные с деятельностью КТС, решает работодатель.

Подсудность трудовых споров определяется статьей 24 ГПК РФ. Такие дела рассматриваются районными судами по месту нахождения ответчика — компании-работодателя или ее обособленного подразделения, с которым судится работник. Мировые судьи и другие судебные органы не рассматривают трудовые споры, жалобы и вопросы, возникающие из трудовых отношений, в качестве суда первой инстанции.

Что чаще всего становится предметом судебного спора?

 

Львиная доля гражданских дел о трудовых конфликтах открывается на основании исков, поданных работниками: о незаконном увольнении, о дискриминации при приеме на работу, о невыплате заработной платы или положенных по закону компенсаций. Обратная ситуация, когда работодатель фигурирует в роли истца, встречается крайне редко. Как правило, речь идет о возмещении материального ущерба, причиненного работником.

Несмотря на подсудность трудовых споров о взыскании заработной платы и других производственных конфликтах районным судам, у истца есть право подать иск в суд высшей инстанции, если он не согласен с решением судебного органа первой инстанции или ответчик отказался его выполнять. Узнайте, как грамотно решить сложные в оплате труда,  чтобы не пришлось судиться с сотрудниками.

Индивидуальные трудовые споры и порядок их разрешения

Как долго и в каком порядке будет рассматриваться тот или иной спор, зависит от органа, в который обратился заявитель, и обстоятельств дела.

Разрешение трудовых споров через КТС проходит в три этапа:

Этап 1. Подача заявления. Обратиться в комиссию можно в течение трех месяцев со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении со стороны работодателя. Каждое заявление сразу же регистрируется и рассматривается в течение 10 дней.

Этап 2. Рассмотрение спора. Комиссия обязана рассмотреть спор в присутствии работника или его представителя, а в случае неявки стороны — отложить заседание. Чтобы принять объективное решение, КТС может вызывать свидетелей, запрашивать у работодателя для ознакомления документы, имеющие отношение к делу, привлекать экспертов. Детали заседания фиксируются письменным протоколом.

Важно!

 

Заседание КТС считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины членов-представителей от каждой стороны.

Этап 3. Принятие решения. Окончательное решение выносится на тайное голосование и принимается простым большинством голосов. Учитываются голоса всех членов комиссии, которые присутствуют на заседании. Заверенные копии решения стороны получают в трехдневный срок. В течение следующих десяти дней работодатель обязан либо согласиться с решением комиссии и выполнить его (на это отводится еще три дня), либо перенести спор в суд.

Решения комиссий нередко обжалуются в суде. Но подать судебный иск можно и заранее, не дожидаясь итогового заседания КТС. Более того, некоторые вопросы комиссии по трудовым спорам попросту не уполномочены решать.

Только суд вправе рассматривать заявления о:

  • дискриминации, в том числе при трудоустройстве;
  • восстановлении на работе после незаконного увольнения или перевода;
  • возмещении работником материального ущерба, нанесенного работодателю;
  • отказе в приеме на работу, в том числе в порядке перевода.

Конфликты между работниками и работодателями-физическими лицами, независимо от причины и обстоятельств, всегда рассматриваются исключительно в суде.

Чтобы дать делу ход, следует подать письменный иск. За работника это может сделать прокурор или представитель профсоюза. На подачу иска отводится три месяца. Особый срок установлен для исковых заявлений о незаконном увольнении — один месяц со дня, когда работнику вручили приказ или трудовую книжку. А для подачи иска о возмещении работником материального ущерба у работодателя есть целый год со дня обнаружения кражи, потери, недостачи и т.д.

Исход трудового спора во многом зависит от качества и объема доказательной базы, предъявленной сторонами. Доказательства для представления в суд приходится собирать самостоятельно, в то время как другие органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров берут на себя процесс их сбора и анализа. Трудовая инспекция по жалобе работника проводит внеплановую проверку, а КТС после получения заявления в официальном порядке запрашивает доказательства у обеих сторон конфликта. Чтобы подготовиться к проверкам ГИТ, привести в порядок кадровые документы и повысить свои шансы на выигрыш в суде.

ГИТ не обладает полномочиями, необходимыми для разрешения индивидуальных трудовых споров. Инспектор может лишь выявить допущенные работодателем нарушения и выписать штраф, если они носят однозначный, бесспорный и очевидный характер. Если же нарушение не очевидно и не признается работодателем, спор передается для рассмотрения в КТС или суд. Например, когда работодатель неправильно оформил процедуру увольнения сотрудника, ГИТ рассматривает этот случай  как очевидное нарушения закона. 

 А если пострадавшая сторона оспаривает не порядок, а обоснованность увольнения, дело следует передать в суд или КТС.